Археология и древняя история Харьковской области

Колода Владимир Васильевич - археолог, преподаватель

Колода Владимир Васильевич — археолог, преподаватель

Археология и древняя история Харьковской области представлена тысячами археологических памятников — поселениями, стоянками, городищами, курганами, могильниками.

Палеолит

Территория современной Харьковской области была заселена человеком уже в эпоху позднего палеолита (древнекаменного века), то есть 35 – 40 тысяч лет тому назад. Встречаются здесь и следы поселений мезолита (среднекаменного века, который продолжался с VIII до VI тысячелетия до нашей эры.

Неолит

В эпоху неолита (новокаменного века) и энеолита (меднокаменного века), то есть в V – III тысячелетиях до нашей эры, в жизни местных племен заметны существенные изменения. От старых присваивающих форм хозяйства (собирательство, охота, рыболовство) они начинают переходить к таким производящим формам хозяйства, как скотоводство и земледелие.

Появляется керамика, и на древних селищах начинают попадаться обломки первых глиняных сосудов. Племена, жившие в бассейне Северского Донца в неолите, относятся преимущественно к днепро-донецкой археологической культуре.

Лишь в конце неолита с севера на эту территорию проникают племена культуры ямочно-гребенчатой керамики. В энеолите местное население впервые познакомилось с металлом, но изделий из меди было в то время еще очень мало, преимущественно украшения.

В начале энеолита в южной части территории современной Харьковщины обитали племена серднеостоговской культуры, в хозяйстве которых основную роль играло скотоводство, особенно коневодство.

Несколько позже формируется связанная со среднестоговской древнеямная энеолитическая культура, памятники которой встречаются на всей территории Харьковской области. Остатки поселений древнеямной культуры изучены еще слабо, и основное представление о жизни этих племен мы получаем пока на основании материалов, найденных в курганных погребениях.

Бронзовый век

В бронзовом веке, который охватывает в основном II тысячелетие до нашей эры, в местах с благоприятными условиями жизни главной отраслью хозяйства становится пашенное земледелие. Почву обрабатывали деревянным ралом. Наряду с кремневыми серпами используют бронзовые. В других местах, особенно степных, быстрее развивается скотоводство.

Важнейшее значение для подъема хозяйства имело распространение бронзолитейого ремесла. Этому благоприятствовало то, что поблизости нынешнего города Артемовска Донецкой области уже во II тысячелетии до нашей эры действовали рудники и плавильные мастерские, в которых из медистых песчаников добывали медь. Используя различные сплавы, ремесленники бронзового века отливали орудия, оружия и украшения.

В первой половине II тысячелетия до нашей эры на территории Харьковщины обитали племена катакомбной культуры, известные главным образом по курганным погребениям. Основным занятием этих племен было полукочевое скотоводство. Земледелие играло вппомогательную роль.

В середине II тысячелетия до нашей эры катакомбную культуру на этой территории сменила срубная культура, существовавшая до первой половины VII века до нашей эры. В хозяйстве племен срубной культуры наряду со скотоводством важное место занимают земледелие и бронзолитейное производство.

Изредка в бассейне реки Северский Донец встречаются памятники абашевськой культуры бронзового века (вторая половина II тысячелетия до нашей эры). Одновременно с племенами позднесрубной культуры в бассейне реки Северский Донец обитали племена бондарихинской культуры. Племена обеих культур, видимо, входили в племенной союз киммерийцев, о котором упоминают древневосточные и древнегреческие источники.

Железный век

Большие перемены в жизни местного населения произошли в на чале железного века. Первые следы местной добычи и использования железа относятся еще ко второй половине II тысячелетия до нашей эры, но широкое применения железа начинается с VIII века до нашей эры. В VIII – VII веках до нашей эры происходят крупные передвижения племен. С запада, из области днепровского Правобережья, на территорию лесостепного Левобережья и далее до Среднего Дона продвигаются земледельческие племена. Часть населения бондарихинской культуры, видимо, отходит к северу в бассейн Десны, а в степях устанавливается господство скифских кочевников-скотоводов.

На территории Харьковской области основную массу населения скифской эпохи (VII – III веков до нашей эры) объединяла лесостепная культура, к которой в бассейне реки Северский Донец относились племена меланхленов (дословно: «люди в черных одеждах»), а на севере, на берегах притоков Восклы Мерла и Коломак, жили племена будинов. Для защиты от нападений степных кочевников-скифов местные земледельцы лесостепной культуры строят первые городища – укрепленные поселения, защищенные деревянными стенами, земляными валами и рвами. На городищах и неукрепленных селищах скифской эпохи часто встречаются зольники – напоминающие курганные возвышения, в почве которых много золы, обломков керамики, костей и других остатков.

Во II веке до нашей эры из-за Дона в степи Северного Причерноморья, а затем и в лесостепь вторгаются крупные силы сарматских племен. Во II веке нашей эры одно из сарматских племен – аланы – возглавило большой, но довольно пестрый по своему составу племенной союз, в который наряду с аланами, говорившими на одном из иранских языков, входили болгары, говорившие на тюркском языке, и другие племена. О пестроте населения свидетельствуют и археологические памятники того времена. Кочевники сарматы и аланы оставили здесь различные курганные и бескурганные погребения.

 

Раскопки черняховской кульутры на Харьковщине

Раскопки черняховской кульутры на Харьковщине

В III – IV веках нашей эры на территории Харьковщины жили племена, оставившие неукрепленные поселения – селища черняховской культуры и могильники так называемых полей погребений. Такое название последние получили из-за свообразного обряда погребения: покойников обычно сжигали, а остатки трупосожжения складывали в глиняный сосуд (урну) и закапывали на небольшой глубине в землю.

Постепенно, благодаря археологическим исследованиям последних лет, начинает выявляться и группа раннеславянских памятников VI – VII веков на Харьковщине, представленная рядом кладов и остатками поселений пеньковской культуры. К VIII – Х векам относится существовавшая на Харьковщине раннеславянская роменская культура, принадлежавшая племени северян.

У славян в это время существовало пашенное земледелие и скотоводство, развивались и различные домашние промыслы, ремесла, торговля. Происходит процесс разложения родовых общин и формирования раннефеодального общества. Часть северянской территории еще в 884 году при киевском князе Олеге вошла в состав Древнерусского государства. Однако положение в районах, граничивших со степью, было сложным. Многие городища роменской культуры в начале Х века были разрушены в результате нападения кочевников печенегов, которые с конца IХ века населяли степи Северного Причерноморья. В первой половине ХI века в степях господствует племенной союз торгов (огузов), а в 1054 году здесь появились половцы. На Харьковщине часто встречаются половецкие каменные статуи – «бабы».

Часть территории Харьковщины в VIII – Х веках находилась под властью Хазарского каганата. Здесь были распространены памятники салтовской культуры, представленные селищами, городищами с остатками каменных стен, могильниками разных типомв (погребения в катакомбах и захоронения остатков трупосожжений типа «полей погребений»). Население салтовской культуры было этнически неоднородно. Здесь жили аланы, тюркоязычные болгары и славяне.

В 60-х годах Х века дружины князя Святослава разгромили Хазарский каганат и освободили местное население от власти хазар. С этого времени большая часть территории современной Харьковщины вошла в состав Древнерусского государства. Во второй половине Х века на берегу реки Уда, на небольшом мысе, который сейчас находится на окраине города Харькова (Октябрьский район), возникает русское поселение. Оно быстро развивается и превращается в раннесредневековый город Донец, упоминаемый под 1185 годом в Ипатьевской летописи в связи с рассказом о легендарном походе новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев. Город был уничтожен пожаром во время нападения монголо-татар в ХIII веке, однако жизнь на поселении не прекратилась – оно существовало еще в ХIV веке, о чем свидетельствуют отдельные находки, в том числе монеты. В документах ХVI – ХVII веках есть упоминание о существовании на этом месте Донецкого городища, то есть остатков древнерусского города Донца.

Роль археологии в изучении истории Харьковщины

Наша страна богата различными памятниками древности, которые являются неоценимыми источниками для изучения ее истории. Остатки древних поселений, курганы и бескурганные могильники, места древних разработок полезных ископаемых, каменные статуи, камни с высеченными на них рисунками или надписями, клады древних монет и вещей, а также отдельные находки позволяют судить о хозяйстве, быте, культуре и других сторонах жизни людей, свидетельствуют о вкладе наших предков в сокровищницу мировой культуры.

Донецкое городище в Харькове

Донецкое городище в Харькове

В истории все явления находятся в тесной взаимосвязи. Историческое прошлое не исчезает бесследно. Оно различными нитями вплетено в ткань современной действительности. Изучение прошлого помогает выяснить закономерности исторического процесса, лучше понять настоящее и предвидеть будущее.

Местные археологические памятники являются теми материалами, которые помогают конкретизировать историю Украины, лучше понять сочетание общего и частного в историческом развитии различных племен и народов, внесших свой вклад в культуру человечества. Народы нашего государства по праву гордятся достижениями, которые внесли в общую сокровищницу мировой культуры их далекие предки.

Государство на законодательном уровне уделяет большое внимание охране археологических памятников, которые, как и другие памятники истории и культуры, являются достоянием народа и находятся под охраной государства. В соответствии с законом «Об охране и использовании памятников истории и культуры», разведки и раскопки археологических памятников могут производить только лица, получившие специальное разрешение – «Открытый лист».

Государственный контроль за охраной и использованием памятников истории и культуры возложен на местные советы, их исполнительные и распорядительные органы, которые обязаны решительно пресекать самовольные раскопки, не допускать незаконного сноса, перемещения или изменения недвижимых памятников, запрещать любые друге действия, которые приводят к разрушению археологических памятников или могут создавать угрозу для их существования при производстве строительных и других работ.

Упомянуюый выше закон указывает также, что в тех исключительных случаях, когда какое-либо предприятие, организация или учреждение получают особое разрешение на снос, перемещение или изменения памятника, орган охраны памятников обязан провести работы по научному изучению и фиксации памятников за счет этих предприятий, организаций или учреждений. Это относится также к проведению строительных, мелиоративных, дорожных и других работ, которые могут создавать угрозу для существования памятников. Лица, виновные в нарушении закона об охране и использовании памятников истории и культуры, должны привлекаться к ответственности вплоть до уголовной в соответствии с законодательством.

Большую работу в области охраны памятников, в том числе археологических, ведет Украинское общество охраны памятников истории и культуры. Это общество, как отмечено в его Уставе, имеет своей целью всесторонне содействовать осуществлению мероприятий правительства по охране и сохранению культурного наследства, использованию памятников прошлого в патриотическом воспитании украинского народа, в повышении его образования и культуры.

Для практического осуществления работы по охране и изучению археологических памятников большое значение имеет их учет и возможность в любое время получить сведения о наличии определенных памятников на данной территории. Нужно дать необходимые сведения о подлежащих охране археологических памятниках самому широкому кругу лиц, которые обязаны обеспечивать их сохранность или должны знать о существовании археологических памятников на территории, где происходит их практическая деятельность. Последнее особенно касается руководителей предприятий, организаций, учреждений, в собственности или пользовании которых находятся памятники истории и культуры.

По состоянию на начало 90-х годов ХХ века на территории Харьковской области было зафиксировано 23180 археологических объектов, начиная от каменного века и кончая периодом средневековья, которые по закону относятся к числу памятников истории и культуры. Среди них имеется: поселений (стоянок, селищ, городищ) – 916, курганов – 8087, бескурганных могильников и отдельных погребений – 40, каменных изваяний – 56, отдельных находок – 61, древних монет – 14011, монетных кладов – 19. Разумеется, это далеко не исчерпывает всех археологических богатств, которые находятся на территории Харьковской области.

Поселения были основаны представителями археологических культур. Археологическая культура – совокупность всех остатков (поселения, погребения, культовые сооружения, отдельные вещи прочее), которые характеризуют жизнь определенной общности людей на данной территории в какой-то промежуток времени. Названия этих культур условны и чаще всего связаны с местом находки основных памятников, с какой-либо особенность материальной культуры или с территорией распространения.